23.03.2009
Невыплаты
по автокредитам обрушат мировую экономику, а автосалоны вымрут как
динозавры. Иностранная автомобильная пресса рефлексирует из-за кризиса,
однако находит место и для робкого оптимизма: все это – в обзоре
зарубежных автомобильных СМИ. Если вы считаете, что мировой финансовый кризис,
спровоцированный массовыми неплатежами по ипотечным кредитам так
называемых «заемщиков второго эшелона», прошел свой пик и ситуация
постепенно возвращается к стабильности, вы далеки от истины. Новый удар
по финансовой системе могут нанести несостоятельные должники по автокредитам,
и этого потрясения (а ведь автокредиты гораздо более распространены,
чем ипотека) банки могут уже не выдержать, считает обозреватель Detroit
News Джон Маккормик. По его словам, в последние два десятилетия Америка
была основательно развращена дешевыми кредитами и лояльностью банков,
готовых выдать крупные суммы заемщикам с далеко не безупречной историей
и финансовым положением. «Я помню, как пару лет назад один из
топ-менеджеров Ford
рассказал мне, что у многих получивших автокредит ежемесячный доход
превышал сумму выплаты по займу всего на 25 долларов», - рассказывает
он. Напуганные кризисом и безработицей потребители начали
экономить на всем, и прежде всего – на возврате долгов. Как следует из
статистики кредитного бюро TransUnion, опубликованной журналом Business
Week, за период с декабря 2007 по февраль 2009 года объем невозвратов
по автокредитам вырос на 25%. При этом судебное преследование должников
не принесет финансовым учреждениям возмещения убытков: у многих сумма
долга с учетом пеней давно превысила 100% от стоимости самого взятого в
кредит автомобиля.
Еще
более осложнит ситуацию перенасыщение рынка «арестованными»
автомобилями с завышенной ценой: ведь банк будет стремиться вернуть всю
стоимость кредита, продав их по цене новых, в то время как фактически
они являются подержанными. По мнению Джона Маккормика, избежать нового
витка финансового кризиса можно только одним путем: отказавшись от
заемных денег и начав жить по средствам. «Дайте свободу Volvo, мы
попробуем справиться сами!» С этим «криком души» выступил не журналист,
а исполнительный директор шведского автопроизводителя Volvo
Стив Оделл, интервью с которым опубликовал Automotive News. Он настроен
достаточно оптимистично, но настаивает на том, чтобы будущее компании
было решено в минимальные сроки. «Нынешняя ситуация деструктивна, -
уверен он. – Каждый день ухудшает ситуацию, и решение должно быть
принято сейчас: сменить владельца, остаться в составе Ford или обрести независимость». Оделл признает, что в Volvo
многие жалеют о временах независимости компании, продолжавшихся до 1999
года, когда шведский производитель вошел в состав концерна Ford .
Двадцать лет назад Volvo был самым прибыльным автопроизводителем в
мире. «С тех пор многое изменилось, - говорит Оделл. – Масштаб операций
играет роль во всем: от закупок компонентов до дизайна и инжиниринга.
Но вовсе необязательно принадлежать кому-то, чтобы добиться необходимых
масштабов; существуют альянсы, партнерство». Именно поэтому Оделл
скептически относится к возможному приобретению Volvo
каким-либо из китайских автогигантов. Он уверен, что равноправные
отношения с европейскими автопроизводителями (и прежде всего с Saab , который, как и Volvo ,
держит на плаву шведскую индустрию автокомпонентов) позволят компании
занять достойную позицию на рынке и вернуться к прибыльности.
Обозреватель
Autoweek Роджер Харт поделился своими впечатлениями от Женевского
автосалона, прошедшего в начале марта. Он считает, что экспозиция этого
года наглядно демонстрирует: автопроизводители верят в скорое окончание
кризиса и готовят новые модели для посткризисного общества. «В день
открытия шоу в Женеве индекс Доу-Джонса упал на 300 пунктов, словно
предостерегая о том, что пышные мероприятия неуместны «во время чумы»,
- пишет он в своей авторской колонке. – Но в фешенебельном Palexpo
глазам сонных журналистов предстала одна из лучших подборок новинок
автомобильного дизайна и инженерии за последний год. Именно здесь, в
тихой Швейцарии – стране вечного нейтралитета – можно увидеть такое
количество небольших независимых автопроизводителей. Rinspeed , Spyker , Koenigsegg
– все эти фирмы, собирающие по несколько эксклюзивных автомобилей в
год, дружно представили свои новинки. Их вера в то, что на эти проекты
найдутся свои инвесторы, а на эти автомобили – покупатели,
свидетельствует об оптимистичном настрое и надеждах на скорое окончание
кризиса».
Харт отметил также, что глобальные автопроизводители не
торопятся ограничивать свою перспективную деятельность экологичными и
экономичными направлениями: такие модели, как Infiniti Essence или или Ford Iosis Max , говорят о том, что в период «после кризиса» люксовые автомобили будут так же востребованы, как и на протяжении всего XX века. «Самое
лучшее время для покупки автомобиля – это сейчас», - уверен колумнист
Canadian Driver Джаред Галл. Он насчитал не менее трех весомых причин
для покупки нового автомобиля именно в эти неспокойные дни. Первый
важный фактор, по его мнению, - то, что именно сейчас цены на
автомобили упали как никогда. Дилеры столкнулись с затовариванием
складов, производители – с дефицитом ликвидности; ситуация заставляет и
тех, и других идти на беспрецедентные уступки в погоне хоть за какой-то
наличностью. Все рекламные объявления сейчас начинаются со слова
«скидка», и если внимательно читать текст договора, обезопасив себя от
неприятных сюрпризов, то можно совершить действительно выгодную сделку. Во-вторых,
таких машин, как сейчас, больше не будет никогда. Общий тренд в сторону
экологически чистых и выгодных машин, конечно же, сделает в ближайшие
годы владение автомобилем гораздо меньшим бременем для кошелька. Но, к
сожалению, пропорционально уменьшится и удовольствие от вождения –
хилая динамика гибридов и вялость малолитражных двигателей сделают
жизнь истинных стритрейсеров гораздо менее веселой. Многие
производители уже объявили о снятии с производства целых линеек
спорткаров: возможно, сейчас у вас остался последний шанс заполучить
один из них. А третий довод – общечеловеческий: выход из кризиса
возможен лишь при сохранении спроса на товары. Именно перетекающие из
одних рук в другие деньги и являются «кровью» экономики, без которой
коллапс неизбежен. Мир един: возможно, именно ваш отказ от покупки
автомобиля приведет к увольнению работника автозавода, налог с зарплаты
которого пошел бы на государственное медицинское обслуживание лично
вас. Поэтому если сейчас у вас есть сумма, достаточная для покупки
машины, и вы сомневаетесь, не припрятать ли ее на черный день, Джаред
Галл советует: не сомневайтесь. Заставьте свои деньги работать на
восстановление экономики. Предельно пессимистичен журналист Motor
Trend Пол Эйзенштейн, анализируя ситуацию, сложившуюся в области
автомобильных шоу. По его предположениям, полностью институт
автомобильных выставок исчезнет вряд ли, но количество автосалонов
может сократиться в разы – до считанных единиц. «На протяжении
более чем ста лет ежегодные или проходящие раз в два года автовыставки
были своего рода автомобильными Олимпиадами, демонстрирующими самые
современные, модные, технологически продвинутые направления
автомобильного бизнеса, - пишет он. – Участие в автосалонах было
признаком престижности компании; по площади выставочного стенда судили
о финансовой состоятельности фирмы». Однако тяжелые времена
заставили автопроизводителей забыть об имиджевых мероприятиях и
сосредоточиться на выживании. Легендарный Детройтский автосалон в 2009
году лишился взносов почти десятка глобальных автоконцернов; из-за
слабой активности участников отменили Барселонский и Сиднейский
автосалоны; если не произойдет резкого поворота к лучшему, не будет и
Лондонского биеннале летом 2010 года. «На автошоу автомобили не
продаются», - констатирует исполнительный директор AutoNation Майк
Джексон. Ему вторит и глава Daimler
AG Дитер Цетше: «Не стоит преуменьшать важность автосалонов –
разумеется, как пиар-мероприятия они незаменимы. Однако все
производители в ближайшие годы будут экономить на рекламе и пиаре». Поэтому,
считает Цетше, наиболее вероятный сценарий – это консолидация
автосалонов одного региона в одно крупное шоу. В Юго-Восточной Азии
таким «мегашоу» могут стать, например, Шанхайский или Пекинский
автосалоны, поглотив аудиторию выставки в Токио. В Европе Франкфурт,
Париж и Женева могут стать тремя площадками для единого Европейского
автосалона, сменяющими друг друга раз в несколько лет. А в США
«выживет», скорее всего, Детройт и, возможно, Лос-Анджелес.
|