Всеобщая автомобилизация населения России, начавшаяся в 2003 году,
стала возможна во многом благодаря появлению доступных банковских
кредитов. В результате, за шесть лет автомобильного бума наши
соотечественники успели назанимать солидную сумму денег. По оценке аналитического агентства "Автостат"
еще полгода назад каждый второй автомобиль в России продавался в кредит
- за один только 2007 год автомобилисты одолжили у банков около 16
миллиардов долларов, купив 1,15 миллиона автомобилей. Сумма среднего
автокредита на тот момент составила 13,9 тысячи долларов (данных за
2008 год пока нет). К концу 2007 года общая задолженность российских
автомобилистов достигла 35 миллиардов долларов.
Однако начавшийся в конце прошлого года финансовый кризис
показал, что автокредиты, особенно валютные, - это не такая уж и
хорошая идея. Из-за массовых увольнений и внезапного роста курсов валют
выплаты по займу на покупку автомобиля для многих превратились в
непосильную обузу. С лета прошлого года доллар подорожал почти на 40
процентов - на столько же выросли ежемесячные платежи по кредитам и
сами задолженности.
Но отчаиваться не стоит - из любой, даже самой сложной
ситуации, можно найти выход. И даже не один. По крайне мере,
"Авто.Лента.Ру" насчитала сразу семь способов "борьбы" с автокредитами.
Доллар

Падение курса рубля по отношению к доллару началось в конце июля 2008
года. За эти полгода американская валюта подорожала на 40 процентов - с
23,19 до 32,64 рублей. По последнему прогнозу Минэкономики, в 2009 году
доллар будет стоить около 35 рублей.
Евро еще в октябре можно было купить за 34,08 рубля. Но в ходе
девальвации рубля эта денежная единица подорожала до 42,14 рублей, то
есть на 23 процента.
|
|
Вариант №1.
Продолжать платить в соответствии с утвержденным графиком.
Этот вариант основан, в первую очередь, на оптимистичном сценарии
развития ситуации на мировом рынке - подразумевается, что в ближайшее
время цены на нефть снова начнут расти, и жизнь в России вернется на
докризисный уровень. Обладателям долларовых кредитов, при этом, нужно
надеяться на скорое прекращение падения курса рубля.
Плюсы: Чистая совесть и незапятнанная кредитная история.
К тому же те, кто успел взять валютный кредит летом, когда за
один доллар давали меньше 24 рублей, на сегодняшний день и так
находятся в очень сложной ситуации - из-за проведенной в последние
месяцы девальвации рубля сумма их задолженности (в рублевом
эквиваленте) возросла на 37 процентов. Если рубль уже достиг дна, то,
возможно, скоро начнется обратное движение курса и сумма кредита
вернется в первоначальные рамки.
Минусы: Пессимистичные прогнозы в последнее время звучат более
убедительно, чем оптимистичные. Надеяться на скорое укрепление рубля
пока не стоит - эксперты в один голос предрекают дальнейший рост
доллара и евро.
В понедельник Министерство экономики РФ, к примеру, заявило,
что в 2009 году доллар будет стоить около 35 рублей. Это означает, что
за год долларовые кредиты вырастут еще на девять процентов.
Кроме того, долг по автокредиту может стать непосильной обузой
в случае потери работы. Массовые сокращения, конечно, коснутся далеко
не всех, но количество безработных в последние полгода стремительно
растет. По официальным данным, которые в среду озвучил
президент Медведев, с октября безработица в России выросла на 20
процентов - сейчас в поисках работы находятся около 1,5 миллиона
человек.
Вариант №2.
Попытаться перевести долларовый кредит в рублевый.
Возможно, еще не поздно зафиксировать убытки от падения курса
национальной валюты, и перевести займ из евро или доллара в родные
рубли.
Плюсы: В этом случае можно не опасаться дальнейшего укрепления зарубежной валюты.
Минусы: Пока переводить долларовые автокредиты в рублевые
разрешили своим клиентам только "Сбербанк" и "Райффайзен банк".
Возможно, скоро такую же услугу будут оказывать и другие банки. По
крайне мере, на рынке ипотечного кредитования, по данным газеты "Коммерсант",
о рефинансировании займов уже объявили "ВТБ 24", "Росбанк",
"Собинбанк", "Бинбанк", "Юникредит банк" и "Московский банк
реконструкции и развития".
Но если это и случится, то не стоит ждать, что перевод
автокредита из долларов в рубли сэкономит заемщикам кучу денег. Банки,
устанавливая проценты по рублевым кредитам, работают с существенным
опережением темпов девальвации.
"Себестоимость" купленной полгода назад Ford Fiesta
в январе выросла на 30 процентов
Рассмотрим реальный случай: Ford Fiesta, которая была куплена полгода
назад за 430 тысяч рублей по льготной кредитной программе компании
"Форд" под 1,9 процента годовых, но в валюте. Сумма займа составила 11
тысяч долларов. Срок погашения - три года. Ежемесячный платеж по такому
кредиту составляет 333 доллара. По состоянию на начало 2009 года,
клиенту осталось выплатить около девяти тысяч долларов, после чего он
решил перевести остатки кредита в рубли. Пока он это не сделал,
ежемесячный платеж в рублях по курсу ММВБ от 22 января 2009 года (32,64
рубля/доллар) составлял 10869 рублей.
После перевода кредита в рубли даже под 14 процентов годовых
(это минимальная ставка для рублевых автокредитов, которая сейчас
действует в "Сбербанке") платить придется уже 11273 рубля. Получается,
что "конвертация" кредита будет выгодна только при курсе 33,85 рубля за
доллар и выше. В реальности же получить займ под 14 процентов сейчас
будет очень непросто.
"Рефинансировать" свой кредит самостоятельно, взяв на эти цели
потребительский займ в рублях, и вовсе невыгодно. Процентные ставки по
таким кредитам выросли сильнее, чем по автомобильным - сейчас можно
рассчитывать (ориентировочно) на 30 процентов годовых. В этом случае,
ежемесячный платеж по нашему "условному кредиту" будет равен уже 13567
рублям. Получается, что смысл в получении потребительского кредита
появится только тогда, когда курс достигнет отметки 40,74 рубля за
доллар.
К тому же, не стоит забывать, что платить по кредиту
по-прежнему придется каждый месяц, и в случае потери работы займ все
равно останется серьезной обузой.
Вариант №3.Выбор Ленты.ру
Перезанять у друзей и родственников и выплатить кредит полностью.
Плюсы: Друзья и родственники, однозначно, более удобные
кредиторы, чем российские банки. По крайней мере они, скорее всего, не
будут нанимать коллекторское агентство, чтобы выбить из вас деньги.
Минусы: Во-первых, в условиях стремительного обесценивания
накоплений занимать, по-хорошему, надо в валюте - никто не может
гарантировать, что ста тысяч одолженных рублей через год хватит на
что-то большее, чем несколько походов в магазин за продуктами. А это
означает, что сэкономить получится только на банковских процентах.
Во-вторых, если из-за кризиса возникнут проблемы с выплатой
долга друзьям, велика вероятность их (друзей) потерять. В остальном -
сплошные плюсы.
Вариант №4.
Сдать дорогой автомобиль на комиссию и купить взамен машину подешевле.
Плюсы: Кроме новой машины у вас, возможно, появится свободная
сумма денег. Да и платежи по новому кредиту за недорогую машину, скорее
всего, будут меньше. По словам, исполнительного директора компании
Bluefish Романа Хапаева (подразделение группы "Рольф", занимающееся
сбытом автомобильного секонд-хэнда), такая схема появилась на
отечественном рынке недавно и сейчас стремительно набирает
популярность.
Продав, к примеру, кредитную "трешку" BMW,
можно купить "Фокус", вообще не залезая в долги
Минусы: Во-первых, с продажей дорого автомобиля в условиях
кризиса, скорее всего, возникнут проблемы. В "комиссионках" подержанный
премиум спросом почти не пользуется. Да и трейд-ин сейчас переживает не
лучшие времена - при сегодняшних сложностях с кредитованием бизнеса
дилеры не хотят "замораживать" деньги, выкупая за свой счет подержанные
автомобили. Поэтому многие автосалоны вообще прекратили принимать
машины в качестве частичной оплаты нового авто.
Во-вторых, совсем не факт, что ежемесячные выплаты по
полученному сейчас рублевому кредиту (под 20-25 процентов годовых)
будут меньше, чем выплаты по "старому" долларовому займу. Даже если
одолженная сумма меньше.
За прошедшие полгода проценты по автокредитованию выросли как минимум в
два раза. К тому же, банки сейчас неохотно дают деньги на длительное
время. Максимальный срок кредитования сократился с 7-10 до 3-5 лет.
Вариант №5.
Сдать автомобиль на комиссию и вернуть деньги банку.
Плюсы: Над вами больше не висит одолженная сумма с пятью-шестью
нулями и перспектива столкнуться с "вышибалами" из коллекторских
агентств в случае потери работы. К тому же, у вас появится некая сумма
денег на "черный день" или на покупку следующего автомобиля после того,
как с кризисом будет покончено.
Минусы: Вы лишаетесь машины, которую так долго ждали и к которой
уже успели прикипеть. Опять очереди на маршрутку, толкучка в метро. В
лучшем случае, подержанная машина.
Два следующих варианта варианта - для экстремалов, которые не
боятся ни бога, ни черта, ни угрызений совести, ни коллектора. Либо для
тех, кто неожиданно потерял работу…
Кто такие коллекторы

В 90-х годах прошлого века долги возвращали с помощью нагретого утюга и
бейсбольной биты. В новом тысячелетии возвращением задолженностей
занимаются коллекторские агентства - компании, специализирующиеся на
взыскании денег с должников. Причем, зачастую такие организации
получают основной доход от работы с юридическими, а не с физическими
лицами. Первые агентства в России появились в 2004 году, но сейчас их
насчитывается уже более семисот.
Сами коллекторы утверждают, что к бандитским способам возвращения
долгов они не прибегают и действуют строго в рамках Уголовного и
Административного кодексов РФ. Однако приемами психологического
давления сборщики долгов по-прежнему не брезгуют. Вот, к примеру, как
работу коллекторов описывает один из посетителей "антиколлекторского" сайта onlyway.ru:
"Банк достал и меня, угрожая, и моих родителей. Как быть? Я не
отказываюсь платить и не прячусь, но уж очень грубо ведут себя
господа".
|
|
Вариант №6.
Перестать выплачивать автокредит и надеяться, что его выкупит коллектор, с которым будет проще договориться, чем с банком.
Плюсы: Как Ленте.Ру рассказал заместитель генерального директора
коллекторского агентства "Столичное" Артем Плохов, банки, как правило,
продают просроченные кредиты дешевле номинала. Поэтому у коллекторов, в
принципе, есть возможность сделать существенную скидку при
единовременном погашении всей задолженности или предложить заемщику
более выгодную схему рефинансирования, чем по первоначальному договору.
Если с коллекторской компанией получится договориться, то, возможно, не
пострадает даже ваша кредитная история.
Минусы: Коллекторы пока не спешат выкупать автокредиты (особенно
по дорогим моделям) потому что продать машину, выступающую в качестве
обеспечения займа, в условиях кризиса будет непросто. Так что деньги с
вас, скорее всего, по-прежнему будет требовать банк. Но в случае
просрочки платежей общаться вы будете уже не с клерками, а со
специально обученными людьми, которые не стали покупать этот долг, а
просто выступают в качестве агентов-вышибал. Тем временем, к сумме
задолженности начнут прибавляться пени…
Вообще, на штрафах за просроченный кредит можно потерять огромную сумму. Например, в банке "Русский стандарт",
кроме разового штрафа за просрочку размером до двух тысяч рублей,
должникам придется платить еще и за каждый день задержки платежа - по
0,2 процента от суммы задолженности. Для займа в 10 тысяч долларов
величина штрафа за месячную задержку платежа составит 618 долларов.
Вариант №7.
Просто перестать платить.
Плюсы: Вам не надо каждый месяц относить деньги в банк.
Минусы: Самый экстремальный вариант, который, скорее всего, закончится потерей и автомобиля, и заплаченных за него денег.
Даже на российских дорогах машина - это не иголка в стоге сена. И если
не использовать криминальные схемы, то спрятать ее от коллекторов не
получится. К тому же, в случае отказа продать кредитный автомобиль
добровольно у вас его отберут по суду. Несколько месяцев, пока будет
идти разбирательство, на машине еще можно будет поездить, но затем ее
заберет на реализацию служба судебных приставов. А это государственная
организация, перед которой не стоит задача продать ваш автомобиль с
максимальной выгодой для вас - главное, чтобы вырученных денег хватило
на покрытие долга и судебных издержек.
В результате, вы лишитесь машины, потеряете все деньги, которые уже
успели за нее выплатить и, возможно, окажетесь еще и должны. Ведь
штрафы за просроченные выплаты никто не отменял.
Отказ выполнять обязательства перед банком, кроме всех описанных выше
неприятностей, чреват еще и тем, что должник навсегда испортит себе
кредитную историю. Надеяться на отсутствие единой базы должников у
современной российской банковской системы не стоит - "черными" списками
должников банки обмениваются уже давно. А скоро, вероятно, появится и
общая база данных - кризис поспособствует.
Подводя итог, хочется отметить, что платить банку по кредиту, или не
платить - каждый для себя решает сам. Но не стоит забывать, что брать
неподъемный автокредит вас никто не заставлял. А те, кто решил занять
деньги у банка в долларах, добровольно взяли на себя валютные риски.
Поэтому, оказавшись из-за кризиса в убытке, мы можем винить только
себя.
Артем Бетев
Источник: http://auto.lenta.ru |